800x6001024x768Auto Width
Главная

Грозовые разряды и загадка шаровой молнии

Шаровая молния в предшествующие века

Свойства грозовой молнии

Существует ли в действительности шаровая молния?

Наблюдения шаровой молнии

Фотографии шаровой молнии

Характерные черты шаровой молнии

Теоретические и экспериментальные исследования

Современное состояние проблемы шаровой молнии

Отдельные сообщения о шаровой молнии.

8. Случаи появления шаровой молнии в самолетах образуют большой и непрерывно увеличивающийся список, который в последнее время обретает особое значение. Самолеты часто поражаются разрядами обыкновенной молнии, и в некоторых случаях светящиеся шары оказываются связанными с такими разрядами. Появление шаровой молнии в самолетах нередко сопровождается высокой температурой и взрывами. Ниже дается краткое изложение сообщений, имеющихся в литературе.

В 1938 г. командир английского гидросамолета компании БОАК во время полета на высоте 2500 м в густом слоисто-дождевом облаке увидел, что в открытое окно его рубки влетел огненный шар. Его брови и часть волос обгорели. В планшете и привязных ремнях появились дыры. Шар пролетел через самолет в хвостовую кабину, где взорвался с громким треском.

Самолет компании ТВА, летевший в 1948 г. из Парижа в Каир на высоте 3400 м, находясь в густых облаках, испытал сильный удар под фюзеляжем. Пассажир, смотревший в иллюминатор, увидел, что из-под фюзеляжа поднимается огненный шар оранжево-желтого цвета, размером чуть больше теннисного мяча. Яркий центр шара был окружен темным серо-фиолетовым слоем. Шар был поперечником 2—3 см, с коротким хвостом, словно он состоял из вращающейся спирали, и двигался с той же скоростью, что и самолет. Наблюдатель увидел, как шар разорвался примерно в 30 см от борта фюзеляжа, выбросив вперед яркую струю длиной почти 3 м. По словам другого очевидца, сидешего рядом с первым, этот выброс походил на вспышку магния. Одновременно раздался громкий треск, более громкий, чем револьверный выстрел. Явление длилось 1—2 с.

Предполагается, что именно из-за взрыва большого огненного шара в затянутом тучами небе в 1948 г. погиб истребитель. Сама катастрофа непосредственно не наблюдалась, но многие видели перед этим красный огненный шар.

В 1956 г. советский винтовой самолет ЛИ-2 был поражен шаровой молнией, когда он летел на высоте 3300 м в кучево-дождевых облаках. Самолет только что прошел через холодный грозовой фронт и сильно обледенел. Высота облаков достигала 5,5—6 км, температура воздуха на высоте полета была 2—4° ниже нуля, и самолет сильно болтало. Оранжево-красный огненный шар диаметром 25—30 см быстро приблизился к самолету спереди. В 30—40 см от его носа шар свернул влево и пролетел мимо кабины летчика. В этот момент он задел сверху правый пропеллер и взорвался. Вслед за ослепительно белой вспышкой послышался громкий взрыв, заглушивший даже шум мотора. Справа вдоль фюзеляжа пронесся огненный поток, а самолет резко рванулся вверх. Во время полета через грозовую тучу отмечались сильные радиопомехи. Когда радист после разряда молнии хотел отключить антенну, его ударило током. Единственное повреждение, которое получил самолет, было обнаружено на лопасти пропеллера: ее край был оплавлен на участке 40 мм в длину и 5—10 мм в ширину на расстоянии 30 мм от конца лопасти (рис. 10). Оплавленный участок окружал слой сажи, которая легко стиралась рукой.

Рис. 10. Лопасть пропеллера, поврежденная шаровой молнией.

В том же 1956 г. советский реактивный самолет встретился с шаровой молнией на высоте 2500 м, когда набирал высоту в грозовой туче. Самолет летел над европейской частью СССР, через кучево-дождевые облака с вершинами до 4500—5000 м, во время дождя и грозы. Шар появился спереди справа от самолета и почти немедленно взорвался, разлетевшись на мелкие куски с яркой вспышкой и громким треском. Ближайший к шару мотор заглох, но летчику удалось снова его запустить. Обследование после посадки не выявило никаких видимых повреждений, и остановка мотора была отнесена за счет возникшего при взрыве разрежения воздуха.

Еще один случай произошел в СССР в 1959 г., когда шар традиционной величины «с кулак» (скорее всего 10 см в диаметре) ударил в самолет над Иркутском. Самолет летел со скоростью 400 км/ч в густых облаках, расположенных двумя слоями на высотах 400—4000 и 8000—10000 м. На высоте 1400 м в бурную погоду концы крыльев не были видны, и воздух был очень неспокоен. Мокрый снег быстро залепил передние окна и крылья. Перед самолетом обычная молния ударила в направлении земли. В тот же момент самолет потряс сильный удар, но он не потерял управления. Одновременно справа от него пронесся огненный шар и появился дождь искр. Летчик поднял самолет из туч на высоту 4000 м. Оборудование кабины сильно намагнитилось, и компас отклонился от правильного направления на 100°. Радио работало, но радиокомпас давал неверные показания. Обследование самолета после полета показало, что на правом борту в передней части фюзеляжа оплавились заклепки, но обшивка разрушена не была (рис. 11). В 1960 г. шаровая молния появилась в самолете-заправщике ВВС США КС-97, нагруженном топливом. Этот самолет, предназначенный для заправки горючим в воздухе самолетов с малым радиусом полета, выполнял слепой полет в облаках на высоте 5400 м при легких осадках, но при температуре выше нуля. На окантовке передних окон появились огни св. Эльма — явление довольно обычное. Летчик увидел, как желтовато-белый шар диаметром примерно 45 см проник через лобовое стекло и пронесся между ним и вторым пилотом со скоростью «бегущего человека». Пилот напрягся в ожидании взрыва. Шар пролетел по проходу мимо штурмана и бортмеханика. Примерно через 3 с заправщик доложил по интеркому из хвостового отделения, что огненный шар прокатился через задний грузовой отсек и по правому крылу ушел в облака. Шар не производил никаких звуков. Летчик уже имел опыт с ударами обычной молнии и ждал, что топливо в баках взорвется. Это ожидание было вполне оправданным, если учесть имеющиеся в литературе описания других происшествий с шаровыми молниями на самолетах.

Рис. 11. Заклепки фюзеляжа, оплавленные шаровой молнией.

Пассажир самолета наблюдал, как после вспышки обычной молнии через кабину пролетел огненный шар. В 1963 г. рейсовый самолет компании «Истерн эйр-лайнз», следовавший из Нью-Йорка в Вашингтон, проходя через грозу, внезапно был со всех сторон окружен яркой вспышкой, которая сопровождалась громким шумом. Через несколько секунд голубовато-белая сфера диаметром около 22 см пролетела от кабины летчиков по проходу примерно в 50 см от очевидца. Она оставалась на одной и той же высоте — около 75 см от пола — и, насколько он мог судить, двигалась совершенно прямолинейно. Наблюдая шар на столь близком расстоянии, очевидец заметил некоторые детали. По-видимому, шар двигался со скоростью 1,5 м/с по отношению к самолету. Он представлял собой правильную сферу с чуть более темными краями и без каких-либо следов тороидальной структуры. Сила света от него соответствовала лампочке в 5—10 Вт, и он не излучал никакого тепла. Не было заметно следов вращения, и шар казался очень устойчивым.

Подобные не причиняющие вреда появления шаровых молний в самолетах, по-видимому, относительно редки, хотя появления шаровых молний вблизи земли, возможно, бывают безобидными в большинстве случаев. Однако не исключено, что о многих таких происшествиях с самолетами, если они не сопровождались повреждениями, просто не сообщается.

Еще в одном случае встречи самолета с шаровой молнией советский самолет ЛИ-2 столкнулся с шаром заметно больших размеров, 60—80 см в диаметре. Дело было в 1965 г., при полете над Кольским п-вом в густых слоисто-дождевых облаках. Видимость была такой, что концы крыльев не были видны. Самолет проходил в северной части циклона. Температура на высоте полета была —5° С. Когда шар ударился в носовую часть самолета, раздался звук, напоминающий ружейный выстрел. Пассажиры и экипаж увидели красные полосы разрядов, скользившие по обшивке самолета. Подобный же эффект наблюдался и в 1956 г. в происшествии с самолетом того же типа, а также при падении шаровой молнии на корабль в 1878 г., когда, согласно сообщению, вслед за взрывом небольшого шара на палубе наблюдались змеевидные полосы. После столкновения самолета с шаром радиокомпас начал поворачиваться, а стрелка магнитного компаса в течение 3—5 мин беспорядочно металась из стороны в сторону. Когда, наконец, она остановилась, ее показания оказались неверными. Вся радиоаппаратура также вышла из строя. Обследование самолета после приземления выявило несколько поврежденных заклепок в передней части фюзеляжа и два отверстия диаметром 1,5—2 см, проплавленных в задней кромке руля высоты.

Появления шаровой молнии в самолетах — события хотя и относительно редкие, но несомненно реальные, что убедительно доказывается приведенными сообщениями, в которых также подчеркивается и связанная с ними потенциальная опасность — взрывы, высокая температура, при которой оплавляется металл, мощные электрические эффекты и динамические воздействия, достаточные для отклонения самолета от курса. Как будет видно из дальнейшего, возникновение огненных шаров в закрытых объемах происходит и в сооружениях, почти полностью окруженных металлом.